Отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг регламентируется принятыми в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее Правила). Согласно указанных Правил собственник имеет право требовать от исполнителя совершения действий по вводу в эксплуатацию приборов учета, а также требовать осуществления расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.
В силу пп. “т”, “у” п. 31 Правил, исполнитель не имеет права создавать препятствий потребителю в реализации его права на установку индивидуального средства измерения. Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена обеспечиваются собственником помещения. В целях соблюдения баланса прав и обязанностей сторон в процессе оказания коммунальных услуг Законодательством предусмотрен порядок документального оформления прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, что представляет собой не что иное как ввод в эксплуатацию.
Так, п. 81 Правил предусмотрено, что ввод установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю. К заявке прилагаются копия паспорта на прибор учета, а также копии документов, подтверждающих результаты прохождения последней поверки прибора учета (за исключением новых приборов учета). По результатам рассмотрения заявки исполнителю предоставлено право принять решение о вводе в эксплуатацию прибора учета либо об отказе ввода с обязательным обоснованием причин такого отказа. Согласно п. 81(4) - 81(6) Правил мотивами отказа ввода прибора учета в эксплуатацию могут быть: выявленные исполнителем в ходе проверки несоответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте; несоответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета; отсутствие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета) либо неисправность самого прибора. Особое внимание Правила уделяют новым приборам учета. В связи с предоставленным правом заводу-изготовителю осуществлять выборочную поверку приборов учета с целью определения соответствия партии требованиям, предъявляемым к средствам измерения, у исполнителя нет полномочий требовать повторной поверки новых приборов учета.
Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная со дня, следующего за днем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета вне зависимости от действий или бездействия управляющей компании по составлению акта ввода прибора учета в эксплуатацию.
Потребитель обеспечивает проведение поверок введенных в эксплуатацию приборов учета в сроки, установленные технической документацией. Согласно ст. 13 ФЗ “Об обеспечении единства измерений” средства измерений до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Приказом Минпромторга России от 02.07.2015 № 1815 “Об утверждении Порядка проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке” допускается проведение первичной поверки однотипных СИ при выпуске из производства до ввода в эксплуатацию на основании выборки. Счетчик воды Истца прошел поверку во время его изготовления, на заводе – фирмой изготовителем, о чем в паспорте имеется специальная отметка. В том же паспорте (паспортах) указан отрезок времени, через который нужно будет осуществить очередную поверку.
Законодательством прямо запрещено исполнителю игнорировать сведения, передаваемые потребителем для учета потребленных ресурсов полученных по показаниям приборов учета, введенных надлежащим образом в эксплуатацию. В то же время п.п.61, 62 Правил указан закрытый перечень случаев, при которых прибор учета считается вышедшим из строя. Такими случаями является неотображение приборами учета результатов измерений; нарушение контрольных пломб и (или) знаков поверки; механическое повреждение прибора учета; превышение допустимой погрешности показаний прибора учета; истечение межповерочного интервала поверки приборов учета. В силу п.п. б, в п. 49 других Правил - организации коммерческого учёта воды, сточных вод узел учёта, средство измерения считается неисправным в случаях наличия признаков несанкционированного вмешательства в работу узла учёта, определяемых представителем организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, на основе фотоматериалов и путём визуального сравнения прибора учёта до и после несанкционированного вмешательства. Для пцщей верности могут устанавливаться контрольные пломбы на места соединения счетчика, а также на сам прибор учета. Контрольные пломбы устанавливаются исполнителем в момент завершения процедуры ввода прибора учета в эксплуатацию. Действия по установке пломб должно найти отражение в акте ввода с указанием мест на приборе учета, где установлены контрольные одноразовые номерные пломбы (пп. д п. 81.6 Правил).
Установка пломб исполнителем коммунальных услуг является правом, а не обязанностью, следовательно исполнителю необходимо доказать воспользовалась ли управляющая компания своим правом или нет, есть ли достаточные основания полагать, что показания ИПУ скомпрометированы. И выводы управляющей компании могут быть правомерными только в случае, если было допущено вмешательство в работу прибора учёта, приведшее к его некорректной работе, отразившееся на размере платы за данную услугу. А в случае отсутствия сведений нарушений порядка пользования прибором или вмешательства в его работу, то и законных оснований для перерасчета потребления воды жильцами квартиры нет.
Оставьте заявку, и вам перезвонит наш юрист. Или просто позвоните нам по телефону
8 (862) 260-40-02